четверг, 7 февраля 2013 г.

как вырастить крс в деревни

Казалось бы, нужно утроить усилия, чтобы выращивать как можно больше экологически чистой продукции и кормиться со своего стола, а мы всё больше и больше закупаем продовольствие по импорту. Только официально – импорт составляет 40 млрд. долларов. Но, мне кажется, не будет ошибки, если удвоим эту цифру, потому что огромное количество товара идёт мимо таможни контрабандным путём.

– Надо отметить, что поправили дела в птицеводстве. Птицефабрики производят сегодня более 2 млн. тонн курятины. Но тут следует заметить: качество мяса нередко вызывает опасение, поскольку бройлеров выращивают ныне по западным технологиям – с использованием гормонов роста, антибиотиков и другой «химии». Также и с производством свинины.

– Предпринимаются ли какие-то попытки, чтобы улучшить ситуацию в сельском хозяйстве?

В молочных продуктах, которые мы видим на прилавках магазинов, порой содержится до 60% пальмового масла, которое раньше использовали как смазочный материал в промышленности. Потребление его в пищу, по данным исследований, снижает минеральную плотность костной ткани и накопление костной массы. Не потому ли до 90% детей у нас имеют ту или иную патологию?

Правда, остаётся ещё около 5 млн. коров у населения. Люди, которые занимаются подсобным хозяйством, спасают сами себя. Женщины-то ещё рожают, а как детям без молока? 

– Когда-то славилась российская колбаса. Теперь в колбасе часто только 15 – 20 % мяса, остальное соя и растительные жиры. За 20 лет в нашей стране катастрофически снизилось поголовье скота. В 1990 году только в коллективных хозяйствах было 16 млн. голов коров, сейчас там осталось 3,5 млн. То есть стадо сократилось больше, чем в 5 раз. В каждой области 10 – 15 справных хозяйств, а было по 400–500 хозяйств. Производилось ежегодно 50 млн. тонн молока. Сейчас втрое меньше.

– Но и качество мясных и молочных продуктов тоже оставляет желать лучшего?

В советское время никогда не использовалась и не считалась продовольственной пшеница 4 и 5 классов, сейчас эту пшеницу сделали продовольственной. Тесто из этой муки не всходит: маленькая клейковина, маленький белок. Придумали массу препаратов: эмульгаторы, растворители, консерванты, ускорители брожения, которые добавляют в хлеб. Хлеб этот по большому счёту съедобен условно.

В прошлом 2011 году показали в статотчётности, что намолотили 90 млн. тонн зерна, но ведь это бункерный вес. Я поинтересовался у специалистов: сколько качественной пшеницы 3 класса. Оказывается, только 15 % от общего объёма. Остальное, так называемое, фуражное зерно, идущее на корм скоту. А мы ещё умудряемся продавать 20 млн. тонн зерна. То есть доброе зерно идёт на экспорт, чтобы там ели хороший хлеб, а сами довольствуемся фуражным.

В 2012 году намолотили всего 70 млн.  тонн зерна, в полтора раза меньше, чем намолачивали  в 1990 – 1991 годах. Точную цифру никто не называет. Почему? Чтобы не ругали за бездеятельность.

В 1990-е годы под картофелем было 2 млн. гектаров; сегодня – 130 – 150 тысяч гектаров. То есть сокращение более чем в 10 раз. Я несколько раз обращался по этому поводу к министрам сельского хозяйства А. Гордееву, Е. Скрынник. Они ничего внятного не сказали: дескать, рынок. Но во всех странах рынок регулируется государством, а у нас всё пущено на самотёк. Пришли к тому, что вдвое снизили урожаи зерновых.

– К 1990 году наше сельское хозяйство вплотную подошло к тому, что называлось «культурное земледелие». Мы получали в год 110 – 130 млн. тонн зерна, 50 млн. тонн картофеля. Сегодня мы ввозим его из-за границы. Для России это нонсенс – закупать картофель. Коллективные хозяйства, по сути, прекратили заниматься его выращиванием. Клубни везут к нам из Израиля, Турции, Египта, Китая, Польши…

–  Александр Николаевич, как в нынешнем году обстоят дела на селе?

Изучение вопросов сельского хозяйства для Арцибашева как для эксперта – профессиональный труд, как для писателя –  боль души.

В одном из своих очерков Арцибашев приводит слова прогрессивного землевладельца Григория Коробьина, сказанные два века назад: «Известно, что земледельцы суть душа обществу, следовательно, когда в изнурении пребывает душа общества, тогда и самое общество слабеет; и так от изнеможения общества души недействительными через то самое остаются и члены общества, то есть, разоря крестьян, разоряются и все прочие в государстве…».

Александр Арцибашев.

Его книги: «Посвяти земле жизнь», «Прости, отец», «Дождаться яблоневого цвета», «Крестьянский корень» и другие – повествуют о значении и величии крестьянского труда, любви к родной земле, русской судьбе.   

Y РИА «Новости» / Александр Лыскин.

Сокращение земель в сельхозобороте, уменьшение поголовья крупного рогатого скота, загрязнение окружающей среды, исчезновение десятков тысяч сёл и деревень вот темы, которые поднимаются на заседаниях Общественного совета по возрождению российских деревень, созданном при Союзе писателей России. Сегодня мы беседуем с главой совета, писателем Александром Арцибашевым.

Агрология. Писатель Александр Арцибашев: «Деревню ещё можно возродить»

Комментариев нет:

Отправить комментарий